пятница, 10 февраля 2012 г.

Малый бизнес Белоруссии или куда не стоит соваться.

Несмотря на жесткую централизованную экономику ближайшего соседа России, малый бизнес в Беларуси продолжает активно развиваться. В стране, где до сих пор существуют показательные колхозы-передовики, а президент может лично диктовать, какие отрасли экономики необходимо развивать, к концу 2008 года насчитывалось около 60 000 частных предприятий.

Малый бизнес в Беларуси представляет собой некий «довесок», который составляет около 10 % ВВП, а удельный вес выручки составляет чуть более 20 %. Как считает руководитель департамента по предпринимательству Министерства экономики Беларуси Александр Лихачевский, в 2010 году доля малого бизнеса в экономике Беларуси должна составлять 30 %.

Большая часть предприятий малого бизнеса в Беларуси работает в сфере общественного питания. Доля частных предприятий, которые работают в сельском хозяйстве, производственной деятельности, связи и транспорте очень невелика. Несмотря на то, что правительство Беларуси оказывает поддержку частному бизнесу, многие жители страны не хотят начинать собственное дело. В настоящее время в Беларуси развивается оригинальный симбиоз рыночно-плановой экономики с жестким государственным регулированием, что может привести к закрытию практически любого частного предприятия. Многие частные предприниматели в этой стране жалуются на обилие проверок со стороны государственных органов, которые проводят, как минимум, одну проверку в год на 90 % предприятий малого бизнеса в Беларуси.

Также стоит отметить, что большинство предприятий малого бизнеса в Беларуси сосредоточено в Минске и областных центрах страны.

Правительство Беларуси пошло по тому пути, который был разработан Госпланом Советского Союза и успешно применялся на практике в Китае. Государство даёт возможность развиваться частным предприятиям в тех областях экономики, с которыми не могут справиться руководящие органы страны. Видимо, именно поэтому малый бизнес в Беларуси сосредоточено в области общественного питания (более 40%).

Несмотря на то, что многие крупнейшие мировые концерны предпочитают размещать заказы на малых предприятиях (например, автомобильный концерн Фольксваген имеет около 2500 поставщиков, большинство из которых являются малыми предприятиями), белорусские заводы не спешат развивать подобное сотрудничество.

Республика Беларусь избрала свой оригинальный путь экономического развития, где, несмотря на строгий контроль со стороны государства, есть место предприятиям малого бизнеса.

Комментариев нет:

Отправить комментарий